Что будет с угонами в 2016 году ? Мнение эксперта.
В конце 2014 года на фоне падения курса рубля многие кинулись в автосалоны, сметая всё что было в наличии и делая заказы на новые автомобили. 2015 год завершается общим падением продаж новых автомобилей в среднем аж на 36% ! Дилеры предлагают все возможные условия для быстрой покупки автомобиля, дарят резину, заманивают стотысячными скидками, подарками и шариками. Практически все автомобили есть в наличии, кроме новинок, не нужно заказывать и ждать по полгода, как это было до смены курса рубля. В условиях тотальной зачистки банковской системы, кредиты стало получать сложнее, особенно потребительские, но на автомобильном рынке сделано всё, чтобы продать стоящие на стоянке автомобили под заманчивые 2-5% годовых.
Не удивительно, но при росте стоимости новых автомобилей, автовладельцы, в отсутствии необходимых денежных средств, начинают смотреть в сторону автомобилей с пробегом. Самыми ходовыми считаются автомобили от 3 до 5 лет с пробегами до 70 000 км. В то время, когда новая машина в выпускающемся кузове становится не по карману, на вторичном рынке за 50-70% от стоимости нового авто, можно найти заманчивые предложения. Логично, что спрос в сторону автомобилей с пробегом автоматически вызывает рост криминальной обстановки на автомобильном рынке, а именно, повышение спроса вторичного рынка порождает угоны на перепродажу.
Преступники сбывают угнанные автомобили путем реализации через свои «серые» автосалоны, либо через частные объявления. Порой выявляются угнанные авто при постановке, либо при снятии авто с учета. Предъявить автосалону будет нечего, ведь в большинстве случаев, автосалон брал автомобиль на комиссию у частного лица и являлся добросовестным продавцом, взваливая юридическую чистоту машины на частное лицо, с которым был заключен договор. Говорить о «чистоте» продажи через частные объявления даже не стоит. Как правило, такие автомобили продаются в срочном порядке под предлогом покупки недвижимости или необходимости денежных средств на дорогостоящую операцию. Учитывая официальную раскрываемость уголовных дел по угонам в 6% видно, что угнанные автомобили без особого труда обретают новых владельцев или идут на запчасти.
Если машина старше 6 лет, то, как правило, модель уже снята с конвейера и найти оригинальные запчасти к ней, тем более дешевые, не представляется возможным. Так уж повелось, что автовладелец машины возрастом более 6 лет готов без проблем покупать б/у запчасти, главное, чтобы работало и дешево стоило.Тут приходят на помощь разного рода «разборки», автомобильные палаточные рынки и многочисленные сайты торгующие запчастями, готовые на любой вкус и цвет «подогнать» нужные запчасти. Учитывая, что новые автомобили в среднем подорожали не пропорционально курсу, а на 20-30% , то вот стоимость запчастей выросла как раз пропорционально росту курса валют. Высокая стоимость новых запчастей это второй основной фактор, который будет провоцировать рост угонов в 2016 году автомобилей старше 6-ти лет.
Но не стоит думать, что ваше новое авто с небольшим пробегом не пустят «под нож». Последнее время участились случаи угона свежих машин на запчасти, когда автомобиль просто выступает в роли «донора» на различных автосервисах. При этом автомобиль разбирается, кузов, как правило, сдается на металлолом, а запчасти идут для ремонта текущих машин.
Официальная статистика показала, что количество угонов автомобилей в первом квартале 2015 года возросло аж на 20% ! по сравнению с тем же периодом 2014 года, и это на фоне падения продаж новых автомобилей. Промежуточные итоги 2015 года так же позволяют предположить, что ситуация в 2016 году будет только обостряться. Машины будут угонять, как на перепродажу, так и на разборку, удовлетворяя быстрорастущий спрос на дешевые запчасти.
В 2016 году в лидерах угонов по прежнему останутся автомобили отечественного производства Lada, а растущий спрос на автомобили и запчасти автомобилей корейского производства с 2012 года автоматически выводят в лидеры угонов Kia и Hyundai. Из японцев традиционно рейтинг не покинут Mazda и Toyota. Нельзя не отметить марку LandRover, которая в 2015 году так же вошла в рейтинг из-за легкости уязвимости штатной системы и растущему спросу на модели Evoque и Range Rover.
Если говорить по модельному ряду, то в основную группу риска попадают автомобили среднего сегмента, пользующиеся наибольшим спросом у автовладельцев, лидеры продаж 2012-2014 годов. Возглавят рейтинги угонов, как всегда автомобили японского и корейского производства. Mazda 3, до этого лидирующая в топ-10 скорее всего сохранит лидерство и в 2016 году. У «корейцев» лидерами угонов будут оставаться Kia Rio и Hyundai Solaris, которые уже к середине 2015 года возглавили рейтинги угонов, превзойдя по количеству угонов Toyota. Участники рейтинга угонов Toyota Corolla и Toyota Camry так же не покинут Топ-10. Стоит отметить так же востребованность у преступников модели Ford Focus, который уже не покидает рейтинг последние несколько лет.
В люксовом сегменте ситуация не изменится, и лидером угонов по прежнему останется Toyota LC200, особенно с появлением нового кузова, стоимость предложений вторичного рынка даже пойдет немного вниз, делая 3-5 летние Land Cruiser 200 более доступными. Симметричная ситуация коснется и обновленного Lexus LX570. BMW X5 и X6 так же сохранят лидерство, особенно в E кузове, удовлетворяя в основном рынок б/у запчастей. Сохранятся в лидерах и модели Range Rover Sport и Discovery, прочно попавшие туда за последние два года.
Многие автовладельцы считают лучшей защитой от угона КАСКО, но мало кто задумывался, какие потери несет автовладелец при угоне застрахованной машины:
- КАСКО нужно покупать каждый год;
- КАСКО при угоне это десять листов в тумбочке, они угону не препятствуют;
- получите стоимость машины, но минус 15% амортизация за первый год (и от 7% до 10% за последующие)
- получите деньги через два месяца и будите ходить пешком, пока не закроют уголовное дело;
- получив деньги, нужно искать недостающую сумму на покупку новой машины;
- нужно снова страховать новую машину
- потеря огромного времени (страховая, ГУВД, 2 месяца пешком, сбор справок и документов, поиск недостающих денег, выбор новой машины, постановка ее на учет, ТО и пр.).
Можно ли защитить автомобиль от угона ? Вопреки всем фатальным фразам типа "захотят угнать-угонят" защитить автомобиль от угона можно. Только нужно понимать, что установкой простой сигнализации, иммобилайзера или спутниковой системы у дилера это невозможно. Противостоять угону может лишь комплексная защита. Охранный комплекс, который учитывает риски и способы угона конкретного автомобиля, обязательно учитывая его условия хранения и эксплуатации. Кроме того, немаловажен не только состав охранного комплекса, но и технический центр, который будет осуществлять монтаж охранного комплекса.
Наибольшую эффективность на сегодня представляют предприятия, которые позиционируют себя не как «установщики сигнализаций», а оказывающие именно услугу «защита от угона», а эффективность защиты, как правило, подкрепляется ответственностью с финансовыми гарантиями. Лучший результат в эффективной защите от угона предлагают предприятия с авторским подходом, когда предлагается нестандартное, мелкосерийное оборудование с высококачественным монтажом. Безусловно, защита от угона не может стоить дешево, т.к. требует гораздо большего времени и трудозатрат, в отличии от потоковой установки сигнализаций. Правильная защита от угона не может быть выполнена за один рабочий день, это кропотливая, вдумчивая работа, требующая творческого подхода и времени. В среднем оказание услуги «защита от угона» может колебаться от 7 до 15% и зависит от многих параметров, таких, как условие хранения, выбранная система управления, сервисные функции и пр.
Живите защищенными, подтверждая прекрасную поговорку «Сбереженное равно заработанному».
Андрей Кондрашов (ноябрь 2015)